Защитный орнамент

Здравтвуйте, господа студенты.

Сегодня мы затронем с вами такую тему, как защитные орнаменты.

Слово Орнамент произошло от латинского Ornamentum, которое можно перевести и как "вооружать, оснащать, снабжать необходимым", и как украшение, узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов.

Вооружимся же узорами и защитим себя и свой дом этими орнаментами!)

Поскольку большинство из вас когда то посещало мои уроки по Оберегам, я позволю себе обратиться к ним, и вспомнить первые наскальные рисунки человека, направленные на привлечение успеха в охоте, войне племен, сражению с неведомым. Среди рисунков, изображавших фактически "батальные" сцены, мы найдем и повторяющиеся раз за разом элементы. Прообразы орнамента в нашем понимании. По сути - эти древнейшие рисунки и были первыми орнаментами.

Значения этих рисунков было разносторонним и многогранным.

Во первых, это были своеобразные "книги", написанные задолго до возникновения письменности и рассказывающие нам о жизни, обычаях, о своем представлении о мире. Все, что так или иначе его касалось, интересовало, затрагивало - он отображал в этих рисунках.

Надо отметить, что подобные рисунки еще сто лет назад рисовались в недрах священной горы австралийских аборигенов - Урлуллу. Оторванные от всего остального человечества, аборигены очень долго сохраняли свои обычаи и мы можем не строить догадки по давно ушедшим временам, но и изучать дошедшие до нашего времени обычаи и рисунки этих племен.

Во вторых, эти рисунки со временем стали опознавательным знаком сначала одного отдельного человека, затем - целого рода. У каждого человека свой "почерк", отличимый от других. И причудливый узор на стенах одной пещеры сильно отличался от подобных узоров в другой пещеры. И со временем, выработались похожие детали, которые служили опознавательными знаками рода.

В третьих, рисовали это все не просто так. В рисунки вкладывали магическую силу. Их стали наносить не только на стены жилья, но и на оружие, на одежду. Посмотрите на посохи, клинки, имеющие имена и часто упоминающиеся в литературе - практически каждый украшен рунами, вязью, орнаментами. Если взглянуть на одежду магов - то практически у любого народа, в любой культуре, мы заметим, что края одежды обработаны, украшены орнаментом. В школе мы проходили с вами нитяные обереги - та самая вышивка на одежде. Это может быть не только вышивка, но и тесьма с рисунком, бахрома. Все это не просто так. Края одежды выделяли специально, это своего рода защита всех открытых частей тела от негативной энергии, прикосновений злых духов.

В древнейшие времена наносили изображения своих тотемов - мифических предков данного рода-племени, идолов, богов, духов. Наносились изображения растений, животных.

Мы не сможем с вами стопроцентно ответить, за что отвечал тот или иной рисунок в те времена. Но исследователи и энтузиасты своего дела шаг за шагом изучают историю древних народов, подбираясь к тонкостям этого искусства. И кое-что можно у них подчерпнуть и для использования в современности.

Хочется отметить, что все эти орнаменты, которые на протяжении тысяч лет использовались разными народами, видоизменялись, но оставались прежде всего - защитными. Использовались только те орнаментальные мотивы, которые несли в себе знаки создания, оберегающего начала, обращались к богами, которые помогали людям в сохранении семьи, выращивании урожая, защищали от болезней, беды, злого умысла.

В нанесении орнаментов прежде всего использовались законы так называемой симпатической магии (магия вуду относится к этому виду), то есть магия, в которой реализуется власть символа над его вещественным аналогом. И прежде всего подобной силой наделялось слово. Узнай истинное название вещи - и ты будешь управлять ею (вспомните магию Земноморья, Урсулы де Гуин). Узнай имя демона или злого духа - и ты можешь  повелевать им. И со временем выработалась целая система, когда это слово стали изображать через рисунки.

Магический орнамент может быть растительным, животным, или бессюжетным.

Если первые два вполне понятны, то что такое бессюжетный орнамент?

Прежде всего, это передача сути путем изображения штрихов, точек, волнистых линий, спиральных завитков и других элементов. Славянская вышивка, например, включает в себя и животный и растительный и бессюжетный вид орнамента.

Из таких вот точек и шрихов собирали и более сложные рисунки. Наносили их на поясные пряжки, топорики, реже - на доспехи, головные уборы. В более сложных случаях подобные изображения служили фоном для изображения на них животных или людей. Причем животные чаще всего изображались более реалистично - встречаются рисунки собак, скачущих лошадей, извивающихся змей. А люди изображались более схематически, в упрощенной форме.

С точки зрения защиты, очень хороши были талисманы (амулеты, обереги) с орнаментом. Они могли быть металлическими, деревянными, каменными, нитяными. Будучи универсальным украшением, они являлись и средством защиты от внешних сил. Именно с их помощью маг осуществлял процесс взаимодействия с духами различных стихий. Фактически - такие орнаменты являлись посредниками для общения с этими духами и получения от них помощи. Чаще всего это касалось благосостояния и плодородия.

Фино-угорские народы активно использовали подвески геометрической формы, изображающие различных животных и птиц.  Подобные предметы были обнаружены в захоронениях финско-угорных народов, населявших русский Север и территорию Западной Сибири начиная с эпохи неолита.  И если в начале подобные фигурки использовали только шаманы – для связи с духами, то впоследствии фигурки стали обычной практикой в защитной бытовой магии. Они просто стали обязательным элементом женской одежды.

Если посмотреть на другие народности, то можно увидеть некоторую закономерность. Могут изменяться формы, художественное оформление, наличие или отсутствие «шумовых» эффектов (звенящие бубенцы, например). Но суть остается одна. Исследовали отмечали, что прослеживается общность мотивов, используемых в орнаментах племен, которые могли находится друг от друга на невероятном расстоянии , в разных частях света.  Подобная схожесть позволяет говорить о едином источнике, он еще иногда называется «прамагией», послужившим основной для появления самых разных ритуалов и обрядов.

В первую очередь ,  при создании защитного орнамента, обращались к стихиям – воде, земле, небу и огню. Древо жизни так же очень  часто использовалось в орнаментах, оно считалось символом  семьи и продолжения рода. Трилистник символизировал вечное обновление жизни, елочка символизировала собой бессмертие.  В тех местах,  где росли совершенно другие растения, символы были несколько другими (верба, которая стоит у многих на столах в вербное воскресенье, на самом деле всего лишь замена пальмовым листьям).  Животные и птицы так же могли быть разными, но суть от этого не менялась – они символизировали рождение всего нового на земле.  В европейской части встречается изображение единорога.  В отличии от других животных, он достаточно многозначный – знак царственности, верности, женской чистоты и невинности, плодородия.

А вот что очень сильно могло отличаться у разных народностей, так это то, что именно использовалось в качестве повторяющихся мотивов. На севере России, к примеру,  использовали композиции с деревьями, цветами, животными фигурками, и даже со стилизованными людьми. А в других местностях использовали геометрические узоры: например в  южной России был распространен ромб, с излучениями по углам, так называемый репей (иногда линии по углам загибались изломанной спиралью, или просто были загнутыми под углом). Ромб чаще всего символизировал плодородие (не только земледельческое, но, даже чаще, женское).  Надо отметить, что ромб был вообще распространенным символом у очень многих народов. Встречались и орнаменты,  состоящие из нескольких ромбов, заключенных друг в друге (как наши матрешки, только видимые  нам).

В более усиленных вариантах изображали не один мотив, а целый магический комплекс, состоящий из четырех-пяти рисунков.  Вот один из таких комплексов:  «галочка» (птица),  ложка, ключ, изображение предмета, напоминающее пилу (по сути, так изображали челюсти хищника, зла).  Рисовалась дуга – символ неба, на которой точками обозначались восход, закат и полдень – расположение Солнца в самые важные для магического воздействия, моменты.  Под этой дугой распологались вышеперечисленные рисунки.

Птица – символ семейного начала. Ложка в орнаменте – символ сытости и благосостояния. А так же – опознавательный знак мага, по нему можно было определить, что этот талисман принадлежит магу (существует поверье, что волшебник пользуется именно ложками, причем двумя, когда черпал «живую» и «мертвую» воду).  Ключ в качестве элемента орнамента отвечал за сохранность имущества, защищал от темных сил, открывал глаза хозяина на различные скрытые предметы и явления. Оскаленная пасть  защищала от врагов реальных. Общий смысл этого комплекса – всесторонняя защита мага «пока светит солнце».

Если в подобный комплекс входило изображение земли и неба, то это означало полную защиту одновременно и земными и небесными духами.  Землю часто изображали как четыре квадрата, образующиеся переплетающими линиями.

Для защиты от враждебных сил и духов использовали орнамент из челюстей, для этого же использовали и повторяющиеся изображения клыков, когтей, человеческой кисти руки. 

Объединенные в одном комплексе символы солнца, верхнего и нижнего неба, земли и вспаханной нивы, креста (крест распространял действие оберега на четыре стороны) – обеспечивали хозяину защиту от всех известных сил природы.

Есть и не разгаданная загадка.. На некоторых древних, дошедших до нас, головных уборах встречается знак: узел в виде двух переплетенных букв «О», одна из которых поставлена горизонтально. Этот знак, двойное О, частно упоминается в летописях, причем не только у нас, но и у соседей, западных славян. Знак применялся как самостоятельный талисман, но его магическое значение исследователям не удалось разгадать.

Орнаменты Древнего Египта так же рассматривались в школе и тут я только упомяну  о них.  Но не сказать об их своеобразии и уникальности – нельзя.  Нанося символы на саркофаги, египтяне  по сути рисовали будущее умерших в загробном мире.  В качестве защиты нас с вами больше всего интересует глаз Гора, защищающий живых от ранений, шар на подставке  - знак, обозначающий восход Солнца над горами, символ периодичности появления Солнца и символ возможности нескольких воплощений человека после смерти, анх – символизирующий вечную жизнь, крылатый солнечный диск с двумя царскими кобрами – очень мощный символ защиты, столб Дъед (Джед) (напоминает перевернуту греческую колонну) – символизирующий устойчивость и постоянство.

Если мы с вами заглянем на Восток, то столкнемся с изображением так называемых солярных знаков – свастики (крест, с загнутыми под прямым углом концами).  Этот символ очень древний, его можно встретить в дошедших до нас произведениях искусства древних культур Европы и Азии. Свастика являлась символом солнечного культа, а эти изображения были любимыми орнаментальными мотивами индоиранцев.  К сожалению, после использования свастики фашистами, этот знак – независимо от того, куда загнуты концы – вызывает у современного человека вполне определенные эмоции и связь вовсе не с солнцем..

Одежда, украшенная подобными орнаментами,  были доступны по сути  только жрецам, магам, шаманам.  Такая одежда представляла из себя большой магический предмет, призванный защищать своего хозяина от разного рода неприятностей и нечастий, от действия темных сил.  Но чем дальше, тем больше такая одежда распространялась и среди обычного народа.  Со временем, сакральный смысл орнаментов был заменен просто красивыми узорами, не несущими магическую силу.

Осмысливая все выше изложенное, можно представить себе древнего мага  в своей магической одежде.. По сути, маг представлял из себя целое произведение искусства, ведь чем больше орнаментов на одежде (а может и на теле) – тем лучше.  Каждая деталь в его одежде имеет свое значение. В идеале должно быть сочетание символов  огня и воды, земли и неба, солнца и луны, жары и холода,  жизни и смерти, возрождения, тотемных животных и других элементов мироздания.  Орнаментом покрывались и магические предметы – чаши, жезлы, кубки, ножи. Комплексные орнаменты заменяли магу заклинания и заговоры, которые тому приходилось бы постоянно мысленно повторять, чтобы защитить себя от вторжения темных сил в тело..   

 Так что, подводя итоги лекции, хочу сделать вывод. Возможно, мощные заклинания и заговоры лучше оберегут вас от темных сил. Но бывают ситуации, когда маленький орнамент сможет спасти вам жизнь не хуже, чем мощное заклинание, на которое не останется сил.

Ну и несколько советов.

Для усиления собственной энергетики  конкретно по стихиям:

Для усиления стихии огня следует использовать орнаменты, в которых  изображаются четкие геометрические формы, квадраты, ромбы, треугольники. Подойдут и изображения феникса, жар-птицы, других магических птица, коней. Подойдет традиционная славянская вышивка. Свастику не советую – она хоть и подходит.. но нас с вами не так поймут.
Для усиления стихии воды можно использовать орнаменты,  главное в которых отдается плавным линиям – линии без острых углов, круги, изображения бутонов, распустившиеся лотосы,  Рекомендуется  изображение мифических рыб и восточный «огурец».  Подходит любой сложный арабский орнамент.
Для усиления стихии земли используются орнаменты, с преобладанием четких резких линий, звезд, многогранников. Подойдет клетка, сетчато переплетающиеся узоры, зигзагообразные узоры. Очень хорош будет кельтский орнамент.
Для усиления стихии воздуха используются орнаменты  воздушной тематики – облака, спирали, плавные , круглые линии, диагональные полосы. Тут в тему будут изображения журавлей, драконов, хризантем.  Подойдет любой японский орнамент.

 

Перейдем к домашнему заданию.

  1. Я встречала два противоположных мнения. Первое – чем больше орнаментов – тем лучше. Поскольку это позволяет не отвлекаться на пустяки. И второе – что настоящий маг должен быть настолько близок к природе, что дополнительные внешние атрибуты становятся не актуальными и больше не нужны. Поэтому одежда современного мага проста и не содержит никаких орнаментов.
    Я склоняюсь к первому мнению.  А Вы? Аргументируйте свое мнение.
  2. Мне бы хотелось услышать от вас, в чем различие между знаками свастики, лучи которых изогнуты по солнцу и против солнца.  И почему у фашисты именно такой наклон лучей?
  3. В библиотеке у меня вы можете найти Древнейшие символы белой магии. На основании рекомендаций, данных в лекции, попробуйте определить, какие стихии усиливаются в знаках (рассмотрите любые 3 знака, только не забудьте написать какие. У каждого есть свое название). И есть ли закономерность в усилении стихии и в описании знака?

 

 

Если вы ещё не являетесь студентом Магистериума мира магии и волшебства Аргемона, то можно заполнить вот эту анкету. Поступив, Вы сможете ответить на все увлекательные вопросы этой лекции, посетить другие интересные предметы программы обучения из Расписания занятий, окунуться с головой в волшебный мир и раскрыть свои магические таланты.