Автор: Морена
Здравствуйте, профессор Травяница. Хорошего вам настроения.
Я вам хочу про Битву Деревьев рассказать. Рассказывали уже? Да,
наверняка рассказывали, все-таки древняя валлийская поэма, приписываемая
перу самого Талиесина, и посвященная деревьям, и их практическому
использованию в боевых действиях с помощью магии. Дальше обычно приводят
текст поэмы. Я тоже хотя бы немного приведу, чтоб не выделяться. Правда
могу выделиться и привести поэму в четырех разных переводах, плюс
оригинал... Что? Куска вполне хватит? И я тоже так думаю:
Ольшаник - лучший в строю - начал атаку;
Рябина и ива держались в хвосте;
Терновник был жаден до боя;
Могучий кизил - дерущийся князь;
Розовый куст в битве с толпою яростен был;
Малина хранила жизнь;
И плющ прекрасен, и дрок ужасен;
Над ворогом вишня смеялась; и шла позади
Береза с высокой мудростью -
Не по трусости, но потому, что была велика;
... чужеземцы над чужою водой ...
Ель - впереди, правитель в сраженьи;
Ясень трудился, монархам служа;
И вяз в своей ярости сдвинуться с места не мог:
И прямо ударил бы, сбоку, и сзади;
Бирючина рада - бык битвы, князь мира;
Падуб размахивал зеленью, и он был в сраженьи;
Прекрасный боярышник сеял раненья;
Лоза рвалась в бой, нападая;
Папор крушил; ракитник толпу
Плугом косил; дрок невезуч,
Но ярость в руке его; прекрасен дерущийся вереск;
Мощен и яростен дуб, дрожали пред ним небеса и земля;
.....лютый враг воинов, имя его - на дощечках;
.......................... ужасал в поединке ............
Страшен разлившийся строй благородных деревьев;
Черный поток их горы обходит, в силе деревья;
Верхушки березы растут для нас - непреложная Сила;
Верхушки дуба спешат для нас от Гвархана Маэлдэру,
Смеющегося со склона холма, господина ...................
После этого обычно рассказчик (предположительно Талиесин) считает, что
вы имеете полное представление о битве деревьев и начинает рассказывать
про себя: какой он мудрый-искусный-замечательный. Короче, уходит от
темы. О конце битвы - ни слова. А вот я, когда первый раз прочитала,
ничего не поняла. Ну, деревья. Ну, в битву идут, долго так идут,
подробно... А кто с кем воевал-то? Из-за чего? И кто победил?....
Правильно, победили деревья. Ну, если вы все это знаете, то я пожалуй
пойду... или все-таки рассказать?
Расскажу. Начну с начала, поэтому издалека.
В валлийском варианте кельтского пантеона шло противостояние двух
м-м-м-м "группировок" богов: дети Дон (боги Света, неба и мира живых)
против детей Ллира (или Нудда, боги Тьмы, моря и потустороннего мира -
Аннувна). Картина, в общем, знакомая. Но я подчеркиваю, что о делении на
хороший-плохой речь не идет. Весь Мабиногион посвящен при- и
злоключениям богов тьмы. Они все там были хорошими, каждый в меру своей
испорченности. А враждовали они вот из-за чего: по представлению
кельтов, любая вещь или явление сначала рождалась в мире мертвых и лишь
затем попадала в наш. При этом попадала крайне незаконным путем - боги
света воровали это самое. Как-то они уволокли свинью (не просто
хавронью, чтоб поужинать, а вообще свинью для мира живых), и это дало
новый виток к войне между богами света и тьмы (но причина, согласитесь,
замечательная))).
В том эпизоде, о котором я рассказываю, они экспроприировали собаку,
оленя и чибиса (излагаю согласно повествованию валлийской поэмы
"Ограбление Аннувна".
В похищении учавствовал Гвидион (бог-волшебник и мудрец) с братом
Амаэтоном (бог земледелия). Дети Ллира, возглавляемые королем Аравном и
Браном ("бран" - "ворон", бог - воин, волшебник и вообще защитник
Британии), бросились за ними в погоню. Догнали само сбой и был бой,
известный как "Битва Деревьев" или "битва при Ахрене". Понятное дело,
что Аравн прихватил с собою войско, где помимо обычных воинов было некое
стоглавое чудовище, огромная черная жаба с сотней челюстей и радужная
крестовая змея, чье тело состояло из душ грешников, именно об этом
повествуют нижеследующие строки:
Я бил страшного зверя в чешуях, о ста головах,
С лютым жалом во рту, с убийством в груди;
Я бил черную жабу - сто когтей на ней;
И волшебную, с гребнем, змею - сто душ страдают под шкурой ее
Гвидион, мудрец наш и маг, посмотрел на это все и решил, что так дело
не пойдет. Своего войска, у него понятное дело не было (а кто ходит "на
дело" с войском?), поэтому защитников неправого дела пришлось колдовать
на месте и из того, что было под руками. А под руками был лес. Вот
тут-то и идет перечисление всех зеленых насаждений, поднятых магом на
битву. Теперь, после того как все действующие лица этой битвы названы,
попытайтесь ее себе представить... В одном углу ринга - всякоразные
чудовища, с другой - оживший лес. Красота).
Но победа досталась светлым не из-за отважности и стойкости деревьев
(хотя они лишними не были), а благодаря мудрости Гвидиона. В войске тьмы
был воин, которого никто не мог победить, не зная его имени (интересная
деталь, характерная). По некоторым признакам Гвидион вычислил, что это
Бран, о чем не преминул всем сообщить, причем в стихотворной форме:
Копыта этого коня узнаю по следам;
Сверкают на твоем щите три веточки ольхи;
По этим избранным ветвям ты и зовешься Бран!
Копыта этого коня в день битвы так тверды:
Три верхних веточки ольхи сжимаешь ты в руке.
Над той избранной ветвью, Бран, твоею ветвью, Бран,
Амаэтон наш Добрый сам победу одержал!
После этого чары детей Ллира потеряли свою силу, доблестные сыны Дон
разбили их войско и покинули негостеприимный Тот Свет с добычей. Вот,
вратце, история Биттвы деревьев.
Теперь, вы может спросите, а зачем нам, обитателям Хогвартса, знать
древнюю валлийскую поэму? Затем, что в ней излагаются взгляды и
отношение кельтов к разным породам деревьев, их качествам, достоинствам и
силе. А еще.... Мерлин, это ж такой наглядный материал, прям
руководстово к действию... прям переписывай основные куски и иди в
Оранжерею - репетировать... а еще лучше, давайте поставим театральное
представление по Кад Годдо? За стоглавым чудовищем и гигантской жабой
дело не станет, мы еще и не такое сварганим, нам только дай, а вот с
деревьями повозится придется, но если вы нам поможете... Вы ведь нам
поможете?.....
С почтением, МоренЫ