Христианский мир Гарри Поттера / Ал.Быстров.

10 ноября 2003 г. Христианский мир Гарри Поттера.

    Несмотря на то, что тема произведений Дж.Роулинг уже многих достала, в том числе и меня, все же выскажусь. В основном насчет критики мнения диакона Андрея в некоторых темах. Просто удивительно, как люди не замечают очевидные вещи.

    Вместо того, чтобы рассуждать о том, какие в ГП есть рецепты колдовства и как Роулинг связана с сатанизмом, лучше бы подумали над ответом на очень простой вопрос:

    А что, собственно, такого привлекательного в мире "Гарри Поттера"? Массовой раскрутке подвергалось множество фильмов и сказок, однако массовых игр в "Терминатора" и "Нео с Троицей" что-то не отмечается. Что такого привлекательного в том "волшебном мире", в котором живут и действуют ученики Хогвартса , что "виртуальные Хогвартсы" множатся не по дням, а по часам (только в Рунете около 200, а в самом большом, т.н. "Хогвартсе Сириуса ", количество учеников около 1000), что игры в "Гарри Поттера" стали сродни прежним играм детей в героев революции или Юрия Гагарина?

    В конце концов, чем так нравится замок, где лестницы меняют направление, как захотят, а заблудившихся учеников может съесть трехголовый пес? Есть ли в мире хоть одна школа , в некоторые коридоры которой запрещено входить под страхом смерти? Чем так нравится полет на метле сквозь дождь и снег по сравнению с перелетом в кресле комфортабельного аэробуса?

    Тайная власть над окружающими? Да какую такую власть имеет несчастный ребенок, которого за то, что он магией дал отпор существам, высасывающим душу, за эту самую магию судили и хотели изгнать из общества! Какая власть у него, если в приемной семье над ним издеваются чуть ли не как в зоне, а за попытки воспротивиться - грозятся выгнать из мира волшебников? Какая такая власть у тех, кто боится пылесосов и турникетов в метро?

    Собственная исключительность? Ага... проявляющаяся тем, что бедного Гарри с малых лет пытаются замочить самым зверским способом, и даже в Хогвартсе пытаются затравить как учителя, так и некоторые ученики.

    Просто власть над миром как таковая? Да уж... заклинание пошло как-то не так, и готов труп и сирота Luna Lovegood, а чтобы научиться хотя бы поднимать предмет магией, приходится учиться полгода. И это в то время, когда вокруг полно компьютеров, автомашин с мягкими сиденьями и кондиционерами, а уж по возможностям разрушения и убийства Вольдеморт не сравнится даже с обычным пилотом F-16 (а что вы хотели - против крылатой ракеты с волшебной палочкой... ну куда искры кедавровские добросишь, дорогой?). К настоящему времени человечество накопило столько средств власти над миром, что они и не снились всем магам Роулинг вместе взятым. Одна Хиросима чего стоит.

    Так в чем же проблема? Почему все больше людей в мире согласны - именно ВНУТРЕННЕ СОГЛАСНЫ - отказаться от удобного и комфортабельного мира современной цивилизации и отправиться в Хогвартс, чтобы общаться там не через "дружелюбный интерфейс", а засунув голову в камин? Почему полет на метле представляется более привлекательным, нежели полет на мини-аэроплане с подогреваемым сиденьем и кофеваркой под левой рукой?

    А причина проста.

    Она именуется - САМОДОСТАТОЧНОСТЬ магов "волшебного мира".

    В самом деле. Возьмите ГП или любого из его друзей, разденьте догола и отправьте ночью в зимний лес одного. Ему будет достаточно сломать с дерева волшебную палочку и наложить парочку заклятий, чтобы через пару недель он смог полностью восстановить свое привычное окружение - от дома до метлы. Ну, а теперь возьмите обыкновенного ребенка "компьютерной эры" и поместите... ну, даже не раздетым и не в зимний лес, а в летний и с набором инструментов. Если он даже выживет - как скоро он сможет собрать компьютер или хотя бы велосипед?

    Вся технология магического мира, все его премудрости заключаются в самом волшебнике, и возможность их применения заключена тоже лишь в нем самом - в степени его усилия и знаний. У него нет глобальной, чуть ли не онтологической зависимости от воли и действий других людей, от общества - нет той зависимости, которая есть у всех нас, живущих в технологическом обществе. Волшебник мира Роулинг внутренне самодостаточен - все, что нужно ему, заключается лишь в нем самом. Все же окружение, стены замка, метлы, волшебные палочки и волшебные фотографии, он либо может сделать сам, либо в них не нуждается, т.к. они нужны ему лишь для развлечения. Даже самое сложное в получении, компоненты для зелий, можно найти в дикой природе.

    Вот именно эта самодостаточность и привлекательна в мире Роулинг. Именно принцип "все свое ношу с собой", воплощением которого являются маги мира ГП, и заворожила детей и многих взрослых во всем мире. Особенно детей - ведь их зависимость от общества наиболее сильно выражена: без "игры по правилам" в виде получения модного образования, соблюдения "общественных приличий" не стать не то что успешным, а и просто более-менее полноценным членом общества.

    Данный вывод весьма хорошо прослеживается и в других литературных произведениях жанра "фентези". Лишь те из них, в которых волшебники обладают самодостаточностью, имеют шансы быть популярными. Возьмем Геда из "Волшебника Земноморья" - вся его мощь заключена лишь в нем, знания лишь ее раскрывают, да и то могут быть получены самостоятельно. Вот и причина "Хьюго" - бесспорно, вкупе с литературным талантом автора. А сотни "фентези", в коих маги обязаны искать сложные артефакты, и без них представляют собой нули без палочки, уже забылись. В книгах же Роулинг (пусть и не особо талантливых) эта самодостаточность мира магов выражена в необычайной степени - вот и читают ее во всем мире те, кому так надоело во всем зависеть от цивилизации...

    13 ноября 2003 г.

    Ну, а теперь посмотрим, каков же будет ответ на основной обсуждаемый вопрос - какому мироощущению соответствует мир магов ГП? Христианскому или оккультному?

    Если посмотреть на оккультные науки, то можно поразиться: все они в один голос говорят о необходимости "открыть себя для космических стихий". Впусти в себя "волю космоса", повинуйся ей - и будешь счастлив. Что такое астрология, как не глобальное утверждение зависимости человека от космоса? Что такое "уфология", как не утверждение зависимости человека от инопланетян? Что такое современная магия, как не утверждение зависимости человека от всевозможных гадалок, цыганок, колдунов, которые не дай бог нашлют порчу? "Слияние с космическими ритмами", а по сути - рабство, зависимость им: вот что проповедуется во всевозможных "руководствах по магии". Даже артефакты - талисманы, амулеты - предлагается покупать в специализированных магазинах: о технологии их самостоятельного изготовления речи нет нигде ("коммерческая тайна", как же...).

    Иными словами, современный оккультист как раз не самодостаточен. Ему нужны расположение звезд, воля космоса, "космическая любовь", а его магия не действует без артефактов и амулетов.

    В то же время Христос как раз и пришел, чтобы сделать нас самодостаточными, избавить нас от рабства этому миру! "Я пришел, чтобы имели жизнь, и имели с избытком", имели ту самую "жизнь в себе", по которой так тоскует современный мир. В самом деле, "кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?" То, что дает Христос, не зависит ни от каких внешних условий: пустынники древности много лет жили вдали от людей и от общества и достигали невиданных высот духа. Единственно, что нужно для этого - вера, и она позволит творить любые чудеса: "ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас". Не "расположение звезд", не "мощный артефакт" и, наконец, не гора динамита - а вера. Сколько же веры будет у каждого из нас - зависит от нас самих.

    Поэтому "фанат ГП" куда как ближе к христианскому мировоззрению, чем к оккультному. Да даже если допустить, что таковой, пожелав по-настоящему "учиться магии", придет в магазин "магической атрибутики", то что он там увидит? Таблицы "воли звезд", согласно которым надо строить свою жизнь, и без которых "никакое дело не будет успешным"? Амулеты за огромную сумму, которые надо носить с собой и при утере которых будут большие проблемы? Рекламу всевозможных "бабок" да "гадалок", которые после первого же "сеанса" принуждают регулярно их посещать почище сектантов? И как на это отреагирует тот, кого так привлек мир ГП? Да убежит оттуда со страшной скоростью, ибо зависимость от компьютеров да метро хоть понятна, а тут...

    И, может быть, зайдет в Церковь. И услышит, что ничего в мире не в силах лишить нас даров Божиих. И для получения их не нужно ничего из этого мира: ни связей, ни денег, ни образования. Достаточно всего лишь желания - и то, чего не отнять, будет у тебя. Да, может быть, мы и не можем мановением палочки развести костер или полететь на метле - но и оккультисты этого тоже не смогут, а у нас к тому же есть еще и возможность обрести веру, могущую не только разводить огонь, но и двигать горы. Да что там, в конце концов - раз в год в Иерусалиме совершается торжество веры, наглядно демонстрирующее, что могут верящие люди...

    Поэтому не стоит так пугаться, видя массовое увлечение ГП во всем мире. Оно, кстати, еще и показывает, как люди истосковались по истинным ценностям и истинному пути - пути, ведущему к "жизни в себе", "жизни с избытком", к независимости от окружающего мира, от общества, от собственных грехов и комплексов, наконец... К тому, для чего, собственно, нас и создал Господь - ибо человек есть "сотворенный Бог". К истинной свободе - от ига рабства.

    Нам надо лишь не упустить этого шанса и показать, что только Церковь даст им то, чего они жаждут. Ибо тот, кому надоело быть рабом этого мира - уже хотя бы взглянул на Христа.

    18 ноября 2003 г.

    В связи с вышеизложенным интересен такой примечательный факт.

    Можно довольно четко проследить взаимосвязь массового интереса к жанру фентези и научно-технической революцией. Сама фентези как жанр появилась в годы 2 мировой войны и особенное развитие получила с 60-х годов - когда в обиход людей стремительно стали входить химические, биологические, компьютерные технологии.

    Однако популярность фентези имела место быть отнюдь не во всем мире! Обратите внимание, что в Советском Союзе как жанр фентези не достигла и десятой доли той популярности, что имела место быть на Западе. В то время как в Англии дети и подростки играли в хоббитов, в СССР игры были - в космонавтов, в исследователей планет, в подводников. И это при том, что фентези издавалась и в СССР, по меньшей мере "Хоббит" и "Волшебник Земноморья" выходили. Но - не находил этот жанр популярности! И это при том, что "зависимость от мира вещей" нарастала и в СССР, хоть, разумеется, и в меньшей степени, чем на Западе.

    Почему так?

    Благодаря огромному количеству литературы и деятельности тогдашних СМИ советские люди воспринимали техносферу как нечто, принадлежащее абсолютно всем. Не отдельным фирмам, не крупным корпорациям - а народу. Ни у кого не было никаких препятствий к изучению технологий, наработанных человечеством - все зависело лишь от его усилий по самообразованию. В то время как на Западе даже те, кто желали приобщиться к сумме технологий, из-за практики "коммерческой тайны" и "ноу-хау" не имели такой возможности.

    Поэтому техносфера для советского человека была областью, сделанной им и для него, он ждал от нее помощи и служения себе - в то время как на Западе техносфера в своей основе воспринималась как средство извлечения из человека прибыли. Для советского человека техника - это то, что человечество наработало для расширения собственных возможностей и для независимости от природных и иных условий. Для западного человека техника - это прежде всего то, что кто-то сделал для получения прибыли, а значит - она направлена на нужды этого человека лишь постольку, поскольку эта направленность помогает решать основную задачу - прибыльности.

    Иными словами, для советского человека техносфера была не ограничителем его самодостаточности, а как раз средством достижения этой самой самодостаточности! Окружив себя всевозможной техникой и зная принципы ее работы, умея властвовать над всеми этими вещами, человек становился независимым от природных и иных сил.

    Но для этого - нужно именно знать эти принципы! В то же время на Западе именно последнее и невозможно: из-за античеловечного характера общественного строя никто "ноу-хау" делиться не станет. Да и уделять человеку достижения техносферы тоже никто не будет - как-никак, сама направленность развития техносферы там суть удовлетворение платежеспособного спроса, а не потребностей. Иными словами, техносфера западного общества - это еще и средство господства богатых над бедными: новые технологии разгона демонстраций доступны лишь имеющим капитал, но не их противникам.

    В этом и секрет того, что в советское время, за исключением самых поздних стадий, фентези не являлась популярным жанром. Нет, бесспорно, всегда были люди, мечтающие переместить возможности техносферы внутрь человека - стоит лишь вспомнить произведения Георгия Гуревича, да и того же Ивана Ефремова. Однако даже у них не было того фундаментального противоречия между собой и окружающим миром, между техносферой и человеком, которые и привели к расцвету фентези на Западе. Магия по типу ГП у советских фантастов - это средство саморазвития, онтологически не отличающееся от совершенствования техносферы. В отличие от западной культуры, где такая магия - суть средство независимости прежде всего от общества, от направленности на использование людей в качестве источника прибыли, и техносферы - как одного из средств для этого.


Любопытно. эта же статья есть в сети под авторством Антон Орлов, 2003 г. Кто подлинный автор - не знаю. если кто знает - сообщайте. olyush

Если вы ещё не являетесь студентом Магистериума мира магии и волшебства Аргемона, то можно заполнить вот эту анкету. Поступив, Вы сможете ответить на все увлекательные вопросы этой лекции, посетить другие интересные предметы программы обучения из Расписания занятий, окунуться с головой в волшебный мир и раскрыть свои магические таланты.